Обзор ЦАП и усилителя для наушников Yulong DA9 — новое слово

Опубликовано 12 Авг 2017 | Рубрика: Общее IT

С продуктами компании Yulong меня связывают долгие и приятные воспоминания. Именно их «комбайн» DA8 стал моим первым серьёзным источником и служил мне верой и правдой много лет. Традиционно время не стоит на месте, Yulong решили обновить свой флагман, выпустив модель DA9, но в процессе не удержались и создали новое устройство практически с нуля.

Вместо ESS9018 от Sabre новинка сделана на самом модном чипе последнего времени AK4497. В роли USB интерфейса теперь выступает XMOS U8. Подтянулась и усилительная часть, ведь одной из главных проблем DA8 был относительно слабый усилитель (очень относительно, всё-таки 1 ватт на 32Ω — это неплохо), что корректировалось покупкой усилителя, например, того же A28. В DA9 разработчики решили не идти на полумеры и сделали дискретный усилитель для наушников, работающий в классе A и выдающий до 3 ватт на 32Ω (за кулисами слышны восторженные вопли любителей изодинамики). Так как на дворе уже 2017 год, флагманский комбайн не мог обойтись без балансного выхода и, спасибо Yulong, в DA9 он есть. В прошлом остаются извращения с подключением наушников к 3-пиновым XLR линейного выхода.

В остальном компания применяет всё тот же проверенный подход, знакомый по предыдущим моделям: качественные детали, грамотная разводка платы, хорошо организованное питание.

Отдельное спасибо производителям хочется сказать за то, что не стали повышать цену на обновлённую модель, как модно делать сейчас. Цена на DA9 составляет 1289 долларов в мире, у российского дистрибьютора его можно приобрести за 65 000 рублей (на момент выхода статьи) и получить в подарок USB-провод Yulong Cu2.

Технические характеристики

  • ЦАП: AK4497
  • USB: XMOS U8
  • Цифровые интерфейсы: SA8804
  • Регулировка громкости: PGA2311
  • Усиление: OPA1611 и OPA1612 в роли LPF, OPA1622 — фильтр
  • Усилитель для наушников: дискретный в классе A
  • Соотношение сигнал/шум: -130 дБ
  • Динамический диапазон: 115 дБ
  • Общие гармонические искажения+шум: 0,0003%
  • Диапазон частот: 20 Гц – 30 кГц (-0,15 дБ)
  • Разделение каналов: 120 дБ
  • Уровень балансного выхода: 4.2V
  • Мощность усилителя для наушников: обычный выход — 110 мВт @ 600Ω, 2000 Вт @ 32Ω; балансный выход — 230 мВт @ 600Ω, 3000 Вт @ 32Ω
  • Максимальное разрешение: по USB — до 32 бит/384 кГц, DoP до DoP128, NativeDSD до DSD256; по Coaxial/Optical/AES — до 24 бит/384 кГц, DoP до DoP128
  • Потребляемая мощность: <30 Вт
  • Размеры: 248 мм × 210 мм × 60 мм
  • Вес: 4 кг

Упаковка и комплект поставки

С коробкой не стали особо заморачиваться, продаётся DA9 в обычном картоне, сделанном из переработанной бумаги (будем считать, что это забота о природе). Внутри, надёжно защищённый мягкими вставками, находится сам усилитель, шнур питания, USB-провод и запасная плёнка для защиты передней панели (одна уже приклеена с завода). Также положили инструкцию, без которой сложно разобраться во всех нюансах, и гарантийный талон.

Дизайн и управление

Лично мне очень жаль, что Yulong отошёл от своего старого дизайна. Он, конечно, выглядел немного архаично, но в этом был определённый шарм. DA9 сделан в стиле относительно недавно вышедшей модели ADA1, такой же массивный корпус из чёрного (или белого на выбор) алюминия, но на этот раз передняя панель сделана из металла, покрытого супертонким слоем золота (по крайней мере так утверждают разработчики).

В прошлое ушли и яркий цветной экран DA8, и отдельные кнопки для всех функций. В DA9 экранчик монохромный, с пониженной для комфорта яркостью. Если дисплей не так жалко (ну реально, зачем цветной экран в ЦАПе?), то вот эргономичные кнопки хотелось бы вернуть. В DA9 всё управление строится вокруг вращающегося и нажимающегося колеса, и за счёт перегруженности функциями манипулировать им достаточно нетривиально.

По умолчанию вращение ручки регулирует громкость, у DA9 сделали 99 шагов регулировки, из положительных моментов — теперь регулировка осуществляется не ЦАПом, а отдельным чипом, что должно пойти на пользу качеству звука. Короткие нажатия на колесо переключают входы, которых у комбайна много (о них чуть ниже). Более длинное нажатие (около 2 секунд) позволяет выбрать режим вывода (та настройка, которая сейчас будет меняться, — начинает моргать на экране). Режимов вывода тут три: наушники, регулируемый линейный выход и нерегулируемый линейный выход. Ещё более длинное нажатие позволяет выбрать один из трёх цифровых фильтров AK4497 (почему доступны не все 5 фильтров, имеющихся у ЦАПа, — это загадка). Наконец, ещё более длинное нажатие позволяет выбрать один из режимов звука. Эта настройка работает только для PCM-сигнала и, если я правильно понял, только для линейного выхода (в наушниках, по крайней мере, я особой разницы не слышу, а вот на АС — да). Разработчики сделали 3 разных варианта АЧХ, слегка меняющих подачу: нейтральный, V-образный с акцентом на НЧ и ВЧ и выгнутый в обратную сторону, подчёркивающий СЧ-диапазон. Изменения в АЧХ очень невелики, где-то чуть меньше 2 дБ, но иногда они дают очень приятные результаты при прослушивании.

Также на передней панели разместились два выхода на наушники: 6,3 мм и 4-пиновый XLR.

В нижней части корпуса находятся качественные ножки, защищающие устройство от скольжения, впрочем, с учётом солидного веса в 4 кг смахнуть его просто так на пол не выйдет. В целом же, несмотря на вес, DA9 достаточно компактен, он без проблем размещается на столе и вполне подойдёт и для «компьютерных аудиофилов», основным источником которых выступает ПК.

На задней стороне расположились все остальные интерфейсы. Гнездо питания, рядом с ним — сетевой выключатель, предохранитель и переключатель напряжения (убедитесь, что он стоит в правильном положении). Конечно, жаль, что выключатель питания убрали с передней стороны комбайна, но в наше время это уже почти норма. Из входов имеются: USB, AES/EBU, оптический и коаксиальный S/PDIF. Набор линейных выходов — стандартный: есть и RCA и 3-пиновые XLR. Жаль, конечно, разработчики не предусмотрели линейный вход, но DA9 и без того перегружен функциональностью и возможностями.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

В целом Yulong не относится к числу компаний, которые любыми средствами пытаются добиться собственного «фирменного» звучания. Разработчики доводят модель до того уровня, который считает хорошим команда экспертов компании, и выпускают на рынок. Иногда, как это случилось с DA8, на основании отзывов пользователей осуществляются некоторые корректировки. Например, усилительной части DA8-II добавили немного ВЧ, чтобы обеспечить подачу ближе к нейтральной. В свою очередь, DA9 получился непохожим на предыдущую модель, что неудивительно, ведь начинка также полностью изменилась. «Девятка» звучит ровней, ближе к нейтральному звуку, но, благодаря характерной подаче СЧ, не превращается в резкий или аналитично-сухой аппарат.

Баса в новой модели стало чуть меньше, чем в первом поколении DA8, который можно было отнести к устройствам с тёмным характером звучания, но он стал глубже, текстурней и лучше в передаче нюансов инструментов нижних регисторв. Не знаю, стоит ли за это благодарить переработанный усилитель, но факт остаётся фактом, НЧ чуть-чуть «подсушили», что позволило показать их рельеф и динамику. DA9 — модель не для тех, кто любит акцентированные или добавленные НЧ, баса тут именно столько, сколько заложено в записи, но, если надо, этот комбайн вполне способен отыграть удары и хлопки.

Среднечастотный диапазон подаётся музыкально и с небольшим (очень небольшим) смягчением, что обеспечивает вовлекающую подачу, не вызывающую утомления. Несмотря на эту сглаженность, потери разрешения не наблюдается, все мелкие нюансы присутствуют. Построение воображаемой сцены зависит от выбранного выхода — у балансного она определённо глубже и достигает почти эталонной глубины, в то время как обычный 6,3 мм звучит более плоско. Впрочем, оба варианта отличаются очень хорошей шириной и разделением планов, но я бы всё-таки советовал подумать о смене кабеля на балансный. Эффект, который я получил, заменив провод моих Audio Zenith PMx2v2 на балансный от Era-in-ear, действительно порадовал, в нейтральных и объёмно звучащих «Зенитах» дополнительная глубина усилила эффект погружения. Из-за интересных СЧ устройству хорошо удаётся передача вокала и характера инструментов, что добавляет его звучанию живости.

Подача ВЧ-диапазона (да и в целом звучание комбайна) достаточно заметно меняется с переключением фильтров. Традиционно для меня именно Super Slow обеспечивает самую живую передачу всего диапазона и самые комфортные ВЧ (этот фильтр на несколько дБ придавливает верхний диапазон, но это идёт ему на пользу). ВЧ DA9 с этим фильтром отличаются естественными атаками и затуханиями, что даёт очень природную передачу обертонов и мелких нюансов тембрально богатых записей. Другие фильтры делают звучание ВЧ более агрессивным, что, на мой слух, даёт более широкую сцену, но ухудшает «общее восприятие» музыки.

Совместимость

Главное, что хочется отметить в этом разделе, — универсальность DA9, он прекрасно справляется почти с любыми существующими наушниками, начиная с чувствительных IEM и заканчивая тугими полноразмерами. Исключениями могут стать только самые чувствительные «затычки», в которых слышен шум (на мой взгляд, вполне приемлемый по уровню) и откровенно тугие полноразмеры. Всё остальное DA9 качает без проблем, а цифровая регулировка звука позволяет в любых условиях подобрать приемлемую громкость.

Стоит отметить, что в сравнении с топовыми «отдельными» усилителями встроенное решение DA9 всё-таки проигрывает по масштабности и динамике, но среди комбайнов, что я слышал, усилитель DA9 явно находится в числе лидеров.

Если говорить о жанрах, то герой сегодняшнего обзора — вполне универсален (с поправкой на вкусовые предпочтения владельца), не подойдёт он только тем, кто любит окрашенное звучание в области НЧ или сухую мониторную подачу. К качеству записи DA9 достаточно чувствителен, где-то 8 баллов из 10.

Традиционно несколько треков для примера

Nathaniel Rateliff & The Night Sweats — Shake. Чаще всего хорошие музыкальные работы рождаются на стыке жанров. Так и этот трек является прекрасным примером объединения рока, американского фолка и местами даже джаза. Если добавить к этому отменное качество записи, получается именно то, что нужно для DA9 — живой трек, с красивой перкуссией, воздушный и объёмный.

Pain of Salvation — Full Throttle Tribe. Пожалуй, ещё никто в этом году не сумел выпустить более интересную работу в слегка сдавшем позиции жанре прог-метала. PoS всё так же умело добавляют в замысловатое полотно своих треков всё, что попадает под руку — от джаза до ню, получая густой, насыщенный звук и интереснейшие мелодии. К чести коллектива стоит отметить, что альбом весьма прилично записан, что позволяет на хорошем оборудовании (в лице DA9) тщательно и со вкусом расслушать все партии этой композиции.

The Alan Parsons Project — Eye in the Sky. Тот случай, когда трек слышали почти все, но далеко не все слушатели узнают, кто его автор. Замученная многими «последователями» мелодия по-прежнему прекрасно звучит, а качество записи, обеспеченное Аланом, позволяет ей, как и десятки лет назад, выступать в роли эталона для тестирования объёмности звучания. К чести DA9 этот тест он проходит без особого напряжения.

Выводы

Yulong не стоят на месте и активно развиваются, не боясь отказываться от старых наработок. Конечно, любителей «фирменного звука» это может оттолкнуть, я же считаю, что взятый ими вектор движения — очень правильный, и DA9 получился весьма удачным. Масса входов, мощный усилитель для наушников с балансным выходом, компактные размеры и стильный внешний вид — всё это явно имеется в активах устройства.

Комментарии закрыты.

2010 © Все права защищены | Дизайн: YGoY | Работает на Современные технологии